Педагоги области обсудили роль воспитания в современной школе
18 августа губернатор области Владислав Шапша принял участие в традиционном августовском форуме работников образования региона на тему: «Траектория будущего: реализация программ воспитания в системе образования региона».
На встречу, которая прошла в Калуге в Инновационном культурном центре, собрались руководители учреждений образования и педагоги из всех муниципалитетов области. В работе форума приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области Ольга Коробова. Почетным гостем мероприятия стала директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре.
С видеоприветствием к участникам форума обратился Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он, в частности, подчеркнул, что в сложных условиях пандемии Россия стала одной из немногих стран мира, сумевшей минимизировать её влияние на школьный образовательный процесс, не допустив массового перехода на дистанционное обучение, сохранив живой диалог ученика и учителя. При этом министр особо отметил, что основой учительского дела было и остаётся воспитание.
Приветствуя педагогов, Владислав Шапша отметил, что жизнь ставит перед системой образования весьма амбициозные задачи, в том числе и воспитательные. Губернатор положительно оценил тот факт, что количество учащихся в нашем регионе увеличивается. В этом году в школы области придут более 110 тысяч учеников. «На мой взгляд, это наглядный показатель эффективности государственной демографической политики: стимулирования рождаемости, поддержки материнства и детства и создания необходимой инфраструктуры – строительства детских садов, школ», - подчеркнул губернатор. Он напомнил, что по инициативе Президента России Владимира Путина в настоящее время принимается государственная программа капитального ремонта учреждений образования. «Мы будем добиваться, чтобы все школы Калужской области, которые требуют капитального ремонта, в эту программу вошли. Чтобы мы в течение пяти лет получили средства на реализацию этой очень серьезной, важной и правильной задачи», - сообщил губернатор.
Владислав Шапша также отметил значимость внедрения в образование современных информационных технологий и создания цифровой образовательной среды: «Мы будем участвовать в этом эксперименте взвешенно. Мы внедряем эти технологии, но ровно настолько, насколько они могут помогать нашим детям стать умнее, чувствовать себя комфортно в современном мире».
Накануне нового учебного года губернатор пожелал педагогам здоровья, благополучия, хорошего настроения и удовлетворения от их важной и нужной работы. Лучшим представителям профессионального сообщества губернатор вручил региональные награды, грамоты и благодарственные письма.
Наталья Агре поделилась с собравшимися мнением о введении в школах программ воспитания. По её словам, начинать их внедрение необходимо с создания комфортной психологической среды. «На педагогов ложится огромный груз ответственности», - заметила директор федерального института. Вместе с тем, по её мнению, учителям важно находиться в тесном контакте с родителями своих учеников и совместными усилиями работать над эффективностью воспитательных проектов.
В ходе дискуссии участники встречи обсудили модели воспитания, которые реализуются в современной школе, в том числе, в условиях информатизации.
Министр образования и науки области Александр Аникеев обратил внимание на то, что процессы воспитания в школе напрямую зависят от гармонизации отношений между всеми участниками – педагогами, родителями, учениками. Не менее важно, по мнению министра, формирование комфортного школьного климата, активная работа с семьями учащихся. «Не надо преувеличивать роль школы в системе воспитания. Потому что помимо школы есть еще и другие институты воспитания, в том числе и семья….Нам важно, чтобы и в школе, и в семье детям прививали одинаковые ценности», - почеркнул министр. Он также заметил, что педагогам необходимо сделать свои уроки максимально интересными, ведь во время их проведения учащийся получает не меньше воспитания, чем на специальных мероприятиях. «Основной формой учебно-воспитательной работы в школе продолжает оставаться урок. Есть смысл подумать о его воспитательном значении. То, как преподаются физика, математика, то, что рассказывает на уроке своим ученикам учитель, как он его ведет, какие примеры демонстрирует, в конечном счете влияет на воспитание детей… Хотите вырастить детей законопослушных, свободолюбивых, критически мыслящих, креативных и так далее – работайте над тем, чтобы повышать качество урока», - акцентировал Александр Аникеев, обращаясь к коллегам.